Норвегия. Национальный парк Jotunheimen. День второй 10.08.2018 Карта нашего маршрута во второй день: https://nakarte.tk/#m=12/61.48218/8.57243&l=M&nktl=CHM1gRIVhDyR2xrv791Htw Дождь шел всю ночь. Утром мы проснулись в полнейшем тумане (или в облаке? Высота 1500 м), и вчерашних красот было совершенно не видать. Сворачивали лагерь также под дождем, который и не думал прекращаться. Вышли около 11, т.к. в такую мокрую погоду быстро собраться не получилось. Дальнейший путь пролегал вдоль по краю плато до развилки тропинок, где нам предстояло принять решение: либо мы сваливаемся направо вниз в долину озера Russvatnet и идём "Северным" маршрутом, либо заворачиваем налево, спускаемся к приюту Memurubu и двигаемся далее по "Южному" пути (с различными вариантами). Дошли до этой самой развилки, устроили небольшой привал (долго под дождём не посидишь), и собрались на консилиум, чтобы решить, что делать дальше. Принимая во внимание все «за» (сложность маршрута и самопреодоление) и «против» (девчонки первый раз в горах, у нас не хватает 1 баллона газа, погода улучшаться вроде не собирается), мы решили отказаться от Северного варианта и идти Южным. Почти все были «за», кроме отдельных лосей, которым хотелось ломить в гору в любую погоду и непогоду, но это дело мы уладили мирно 🙂. Касательно Южного маршрута тоже были свои нюансы: добираться до долины реки Storåe, где должен был проходить наш дальнейший путь, можно было несколько способами. Можно было пойти вдоль по хребту Sjugurdtinden (см. карту) или долине реки Muru наверх и потом спускаться с высокогорного плато Memurutunga вниз, чтобы встать лагерем где-то в долине реки Storådalen. Вариант с хребтом Sjugurdtinden мы откинули почти сразу, как только повнимательнее посмотрели на карту и увидели на ней примерно такой же наклон, который мы преодолевали вчера на спуске с хребта Besseggen. Путь по реке Muru выглядел более реальным, однако, учитывая непрекращающийся дождь и плохую видимость, мы решили всё же пойти простым путём, и проехать на пароме (160 крон) до приюта Gjendebu, откуда потом подниматься вдоль по долине реки в сторону следующего приюта Leirvassbu. Спуск к приюту Memurubu мы преодолели довольно быстро, потому что это, во-первых, спуск, а во-вторых, там добротно сделанная каменная лестница и нахоженная тропа. К этому моменту все уже были насквозь мокрые, мокрым был даже мой Gore-tex, в который вода банально натекла сверху, и теперь там жизнерадостно хлюпала, т.к. наружу ее выпускать никто не собирался. Примерно в 14:20 мы были в приюте, и в этом плане нам очень сильно повезло: оказалось, что паромы до Gjendebu ходят только 2 раза в день, один в 8 утра, с другой - в 15:40. Так что мы пришли очень вовремя. Пока ждали паром, немного погрелись, посушились, выпили кофе за 30 крон. Такое ощущение, что чем дальше в горы, тем дешевле становился кофе: на другом конце озера Gjende? в приюте Gjendesheim, он стоил 35. Здесь же мы купили и недостающий газовый баллон (на удивление, дешевле, чем покупали в Осло). На пароме (который немного опоздал и тем самым заставил нас ещё помокнуть на улице) мы перебрались в Gjendebu и оттуда сразу же (около 16:00) потопали вверх по долине реки Storåe. На какой-то час или полтора дождь все-таки перестал идти, стало повеселее, и не так холодно: внизу не было того пронизывающего ветра, который начинается, когда поднимаешься наверх на незащищённую скальными стенами горную местность. Вокруг начали проявляться природные красоты: небольшие водопады, вершины, сама горная река, по которой мы шли. Я даже достал фотоаппарат и смог что-то поснимать. Погода в целом была не очень фотографическая, поэтому снимал я мало, и фотки к посту в основном не мои, а Наташи и Тихона, за что спасибо им и их непромокаемым телефонам 🙂. Когда мы немного прошли вверх, нам открылась симпатичная полянка, где можно было привалиться и сделать небольшой перекус перед тем, как двигаться дальше. К сожалению, в тот день мы снова шли без обеда, т.к. середина дня пришлась на кофе в приюте и перемещение на пароме, а надо было пройти хоть сколько-нибудь значимое расстояние. Потом дождь начался снова, и мы двинулись дальше в путь. Все-таки под дождем лучше идти, чем стоять: ты хотя и мокрый, но тебе более-менее тепло, потому что ты двигаешься. Шли примерно еще 2 часа, искали подходящее для стоянки место: чем выше мы поднимались, тем сильнее становился ветер, а эта довольно правильной формы долина продувалась очень хорошо, поэтому задача найти место для лагеря была не из тривиальных. Мы обнаружили очень симпатичный небольшой домик, но мы не очень дружелюбно были встречены там возгласом «This is for rent!», поэтому пришлось уйти не солоно хлебавши. В итоге у нас получилось встать под прикрытием небольшого мыса немного раньше по ходу движения, который защищал нас от ветра и был при этом более-менее сухим. И который до нас явно был облюбован коровами, поэтому постановка палаток была делом… ммм… творческим ☺. Но это в любом случае стало делом творческим, так как дождь не прекращался ни на минуту, а спать все-таки хотелось в более-менее сухой палатке. Так что ставились следующим образом: 4-5 человек держали навесом тент, в это время остальные суетились внизу и собирали внутреннюю часть (отдельного тента мы с собой не брали: это было бы бессмысленно, т.к. на высоте больше 1200 м его некуда повесить – деревья не растут). Пока ставили лагерь, мы все очень продрогли, во-первых, потому что стояли на месте, а не шли, а во-вторых, вечерело. Когда поставили палатки, мы окончательно уже окоченели, и юркнули внутрь согреваться, насколько это было возможным: обнаружилось, что у кого-то промокли многие или даже почти все вещи, даже несмотря на накидки на рюкзаки. Погода лучше не становилось, поэтому ужин не готовили, похомячили всяких вкусностей всухую (начпрод разрешил!). Однако, все равно пришлось вылезать наружу, чтобы сделать горячей воды и чаю, потому что всем было необходимо согреться, а с полумокрыми вещами это получалось с трудом. Незабываемые ощущения – натягивать на себя полностью мокрую, тяжелую и холодную куртку, одевать такие же носки и турботы, в которых до сих пор хлюпает вода, даже несмотря на то, что ты вроде пытался ее вылить. И вылезать из теплой палатки под дождь. Брр. Однако чай был вскипячен, все напоены, и даже более-менее согрелись. Ночь пережили все и даже, на удивление, сильно заболевших потом не было. У кого-то были простудные симптомы потом, но серьезно не свалился никто. Поход штука такая, там сложно заболеть, все на адреналине происходит. Девчонки, правда, закинулись Терафлю перед сном, возможно, помогло именно это. В итоге, за этот день мы прошли не очень много: примерно 9 км, 500 метров сброса высоты, и 150 метров подъема. Была бы погода получше, смогли бы и побольше, но, в общем, мы уже никуда особо не торопились, с тех пор как пошли на юг. Даже высвободилось время под днёвку (которых, в итоге, за все наше путешествие получилось 1.5 штуки). В отличие от нашего первого дня, этот участок пути не был физически очень трудным, но на этот раз не давали заскучать погодные условия. Нечасто ты целый день ходишь под непрекращающимся дождем 🙂. Но когда ты проводишь под водой столько времени, начинаешь проще к этому относиться: ну вода, и вода, ты и так уже насквозь мокрый, терять нечего. А вещи высохнут потом. Если солнце вообще когда-нибудь появится на этом чертовом небосклоне! 😡 Когда ложились спать, дождь все еще шел.