Норвегия. Национальный парк Jotunheimen. Дни нулевой и первый 08-09.08. 2018 Почему я начал с нулевого дня. Собственно, лично для меня поход начался вечером в предыдущий день, когда мы все собрались в одном месте (в Осло мы жили в разных квартирах), чтобы раскидать продукты и снаряжение по людям так, как они будут это нести, и посмотреть все ли у нас есть, что надо. Оказалось, что не всё: несмотря на то, что мы жили в Осло уже третий день, мы до сих пор не купили газ (в самолете газ провозить нельзя, поэтому приходится покупать на месте). Мы каждый раз откладывали это на следующий день, думая, что впереди еще много времени, и мы все успеем. Ага. В итоге у меня был аттракцион под названием «найди в 9 вечера в центре Осло, когда все уже закрыто, 7 баллонов с газом». Да, а уезжали мы в 8 утра, когда все тоже до сих пор еще закрыто, и поэтому искать надо было сейчас. К счастью, даже если вы проболтались таким же образом, как и мы, выход есть: газ в Норвегии продается на заправках, которые работают круглосуточно. В итоге я почти до полуночи в мыле бегал по всем заправкам, которые есть в центре Осло, в поисках газа. А их не очень много и они сравнительно далеко друг от друга. И не везде есть газ в туристических баллонах. Кажется, я нагулял тогда по городу больше, чем мы прошли за предыдущие 3 дня 🙂. Но мне повезло, и я нашел 6 баллонов из необходимых 7. Ребята в это время распределяли и паковали вещи дома. Оставшийся баллон мы докупили уже в горах в первом приюте, через который проходили. Мораль: люди, если вы соберетесь туда поехать, будьте умнее, чем мы (я), и покупайте газ заранее! Вообще всё лучше делать заранее. Насколько я понимаю, газ там проще всего купить в хозяйственных магазинах Biltema. В общем, так или иначе, газом мы обзавелись, снаряжение распределили, и этот этап закончился благополучно. Итак, наконец-то, первый день. Следить за повествованием будет удобнее, если открыть в соседней вкладке карту и смотреть там этапы нашего передвижения: https://nakarte.tk/#m=12/61.49701/8.75221&l=M&nktl=wd838FMG_iV52Chc-KLnJg Вставать пришлось рано, так как автобус отправлялся в 08:40 от автовокзала Осло (находится совсем рядом с железнодорожным вокзалом Oslo Sentralstasjon). Дорога очень красивая, к тому же нам повезло с погодой, светило солнце – и виды были великолепные. Так что рекомендую в поездках по Норвегии не спать. Хотя иногда и очень хочется, особенно, если ты спал перед поездкой всего около 4 часов, а путь в этот день предстоит непростой. В первый день до планируемого места стоянки предстояло пройти 13 км. Общий подъем – 1150 м, общий спуск – 950 м. Приехал на место автобус по расписанию, в 13:20. Пока переоделись, выпили кофе, перекусили, сфоткались, было уже 14:20, и мы двинулись наверх – на хребет Besseggen. Здесь и далее я буду писать географические названия в основном латиницей, так, как они написаны в картах. Норвежское произношение вообще штука очень интересная: доброе утро пишется как «god morgen», а произносится примерно как «гу морн» 🙂. Поэтому, чтобы не наврать, я буду писать на языке оригинала. Предполагалось, что самым сложным участком пути будет как раз именно первый подъем – примерно на 700 м. Поднимались мы долго, около 3х часов: подъем был довольно крутым, даже несмотря на то, что путь пролегал по тропе. Было тяжело, однако мы это вынесли, и для такого склона 3 часа – не самый плохой результат, мне кажется. Навстречу нам шли толпы людей, налегке, без рюкзаков, и потому с очень радостным видом. Хребет Besseggen – очень известная местная природная достопримечательность, которая является предметом массового паломничества. Только, как выяснилось, все нормальные люди ходят этот хребет в обратную сторону, и без рюкзаков. Но мы такие были не одни: по пути наверх мы встретили группу немцев и парочку русских, которые занимались тем же, чем и мы. Порядочно измотавшись на подъеме, около 17:30 мы поднялись на сам хребет, и примерно в 18:00 мы были на его вершине, откуда открывался умопомрачительный вид на озеро Gjende и предстоящий путь. Сфоткались, пошли дальше. Надо было поторапливаться, потому что до захода солнца оставалось примерно 3.5 часа, а пройти еще предстояло немало. Обнадеживало то, что самую трудную часть – подъем на 700 метров единовременно – мы уже преодолели, нам оставался только спуск (400 м), за ним еще подъем примерно на 300 м до озера, где мы собирались пообедать, а дальше снова либо ровная местность, либо спуск. Но не тут-то было. Плавно сбросив 100 м высоты, мы подошли к спуску, ведущему к самой узкой части хребта, и посмотрели вниз. Лично у меня были двоякие эмоции. С одной стороны, там открываются просто божественные виды. Собственно, ради этого перешейка, который мы, наконец, увидели, все и затевалось (фото прилагается). Но когда ты понимаешь, что сейчас тебе ВОТ ПО ВОТ ЭТОМУ СКЛОНУ придется лезть вниз с тяжеленным рюкзаком за спиной – желание идти дальше совершенно отпадает. Но выбора не было. До нас люди прошли, значит, и мы пройдем. В общем, эти 400 метров спуска заняли у нас примерно 2 часа, в отдельных местах средний угол наклона достигал 40 (!) градусов. Честно говоря, пока спускались, даже мне в какой-то момент стало не по себе, потому что я переживал за девчонок, первый раз оказавшихся в горах, да еще и в такой ситуации. Слева – обрыв на 700 метров, справа – на 300 (немногим лучше, но тоже не подарок, если свалиться – и этого хватит), а ты прыгаешь с рюкзаком вниз по скалам. В этот момент (да и потом на протяжении всего похода) я очень радовался, что у нас в группе есть Макс, обладающий хорошим опытом скалолазания, очень ценным в этих местах. Но, к счастью, все обошлось, и мы все-таки оттуда спустились живыми и невредимыми. И дико уставшими, т.к. по такой местности мы шли уже 6 часов, без полноценного питания, только с перекусами. По дороге разговорились с одним норвежцем, он сказал, что на этом хребте он уже 4й раз, но никогда не ходил его в обратном направлении (в котором шли мы), т.к. в эту сторону, хотя виды красивее, путь заметно сложнее. С другой стороны, я не уверен, что мы бы прошли этот хребет в традиционном направлении, так как подняться в такую горку – задача тоже далеко не простая, спускаться проще хотя бы в отношении физической нагрузки. На перешейке между озерами мы были примерно в 20:30. Было уже очевидно, что план на сегодня мы точно не выполним (т.к. примерно на этом месте мы собирались, вообще-то, обедать), и нам бы хотя бы до темноты успеть встать где-нибудь лагерем. Все были уже измотаны почти вконец, однако, делать было нечего, надо было идти дальше, к озеру Bjørnbøltjønne (высота примерно 1480 м), где можно было встать лагерем. А впереди нас ждало еще 300 метров подъема... На нем начали умирать уже даже самые опытные наши товарищи (по крайней мере, перестали звучать обычные наши остроты и ехидные комментарии). Начали разгружать девчонок, чтобы все могли дойти до лагеря. Шли уже очень медленно, поэтому вперед отправили оперативную группу в виде Макса с Тихоном и Наташей, чтобы они разведали местность впереди и нашли место для стоянки; мы с остальными девушками продолжали медленно продвигаться вперед. Начало темнеть. Ушедшие вперед ребята потом вернулись, чтобы помочь девушкам с рюкзаками, правда, дошли они только до конца подъема, не до озера. Из последних сил преодолев подъем, на локальной вершине скального мыса сделали небольшой привал, после чего, одев фонарики, мы с Максом потопали вниз (уже наконец-то окончательно вниз), чтобы найти место для лагеря и начать готовить еду. Место нашли довольно быстро, около озера оказался небольшой, очень приятный мыс (N61°30'13.3" E008°40'42.8"), на котором мы и расположились. Скоро нас догнали остальные ребята, мы поставили лагерь, наготовили еды, поели и легли отдыхать. Все (ну, может, кроме Макса) были в шоке от того, что вообще сегодня было. Мы, конечно, ожидали, что первый наш день будет самым сложным за весь поход, но что он будет НАСТОЛЬКО сложным – к этому был не готов никто. В итоге мы прошли 9 км, поднялись суммарно на 1100 м, спустились на 600 м, до планируемого места стоянки в тот день мы не дошли всего 4 км, по прямой и со спусками. Вообще, было довольно наивно с моей стороны рассчитывать пройти такой маршрут за один день с нашей неподготовленной группой, стартовав в середине дня. Если бы мы вышли хотя бы часов в 9 утра, мы бы успели это все преодолеть, но т.к. мы вышли в 2 часа дня – уж извините… Я начал задумываться, каким образом нам идти дальше. С очень большой вероятностью мы уже не попадали на самую высокую точку Норвегии Galdhøppigen, так как отставали от плана, а у нас были жесткие сроки пребывания в национальном парке – всего 8 дней, или паром до Бергена отчаливал без нас. Можно было бы продолжить Северным маршрутом и нагонять то, что мы не дошли в первый день, но с нашей неопытной группой это представлялось мало выполнимым. К тому же, не было понятно, что нас ожидает впереди: хотя все сводилось к тому, что дальше должно быть проще, но карта, как показал первый день, иногда отличается от реальности и можно не совсем правильно оценить сложность маршрута. Можно было бы пойти более простым Южным маршрутом (см. предыдущий вводный пост), но он мог бы оказаться слишком легким, да и не хотелось отказываться от хорошо продуманного, проработанного и достойного Северного. С такими мыслями я отправился в спальник, решив, что «я подумаю обо всем этом завтра». В итоге, могу сказать, что этот день – был один из самых жестких в моей походной практике. Бывало, конечно, и хуже, но 1й день в Норвегии по праву займет место где-нибудь наверху в моем «топе самых сложных дней». К очень хорошей физической нагрузке добавлялась еще и эмоциональная составляющая в виде беспокойства как руководителя группы за своих подопечных. Потому что на спуске с хребта Besseggen могло произойти все, что угодно, но, к счастью, не произошло. А еще нам очень сильно повезло с погодой: в этот день не было дождя. По мокрым камням мы бы там точно не прошли. Дождь пошел сразу же, как только мы легли спать. В такие моменты начинаешь верить в Бога.